Помощь в трудной ситуации
Трудная жизненная ситуация — ситуация, которая субъективно воспринимается человеком как трудная лично для него или является объективно нарушающей его нормальную жизнедеятельность (инвалидность, сиротство, и т. д)
Категории социально незащищённых детей
- Дети, оставшиеся без попечения родителей
- Дети, проживающие в малоимущих семьях
- Дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев
- Дети-инвалиды и с особенностями в развитии
- Дети-жертвы насилия
Коррекционно-развивающая работа в ДОО направлена на обеспечение коррекции нарушений развития у различных категорий детей (целевые группы), включая детей с особыми образовательными потребностями, часто болеющих детей, детей пострадавших в ходе военного конфликта, обучающихся входящих в «группу риска», детей иностранных граждан, нуждающихся в психологическом сопровождении социализации и языковой адаптации, билингвальных обучающихся; оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы, их разностороннее развитие, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, социальной адаптации.
В связи с актуальностью вопроса, оказание психологической помощи обучающимся, пережившим и переживающим экстремальные и кризисные ситуации в сложившихся военных условиях, существует необходимость как в использовании методов оказания экстренной психологической помощи, так и применения психокоррекционных методик для последующего снижения интенсивности переживаний ребенка и членов его семьи. Психические состояния любого человека (в том числе ребёнка дошкольного возраста), находящегося в состоянии экстремальной ситуации, могут быть следующими: апатия, ступор, двигательное возбуждение, агрессия, страх, нервная дрожь, плач, истерика.
Современная социально-политическая и экономическая ситуация в Республике, в том числе боевые действия, влекут за собой ряд новых психологических и социальных проблем, провоцирующих дезадаптацию, повышение уровня эмоциональной напряженности и агрессивности в обществе, изменение системы взаимоотношений и взаимодействия на основе новых ценностных ориентиров. Увеличивается количество людей, переживающих психотравмирующий опыт. При этом особую тревогу вызывает психическое состояние детей, чьих личностных ресурсов может быть недостаточно для преодоления последствий сложных жизненных обстоятельств.
В случае переживаний ребенка, связанных с гибелью близких людей, отслеживается не только само состояние горевания ребёнка, но и этап переживания горя, который проходит человек в настоящее время. На каждом из этапов существует множество нюансов (эмоциональное состояние, восприятие мира, образа будущего, способов переживания и совладания с утратой), в зависимости от чего варьируются способы оказания психологической помощи и поддержки. Своевременная квалифицированная психологическая помощь обеспечивает благоприятный прогноз психического состояния ребенка в будущем.
Факторы социального риска
- Социально-экономические: низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия
- Медико-социальные: инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей
- Социально-демографические: неполная, многодетная семья, семьи с престарелыми родителями
- Социально-психологические: семьи с конфликтными отношениями
- Психолого-педагогические: семьи с низким общеобразовательным уровнем
- Криминальные: алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие
Ребенок в трудной жизненной ситуации
Выявление неблагополучия в семьях воспитанников детского сада связано с выявлением факторов социального риска. С семьями детей проводятся беседы, анкетирование, психологическая и социальная диагностика. Также в семьи выходят педагоги с целью выявления семейного неблагополучия
Основной информацией владеет воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия
На что стоит обратить внимание
- Утомленный, сонный вид
- Санитарно-гигиеническая запущенность
- Обмороки, головокружение из-за постоянного недоедания
- Агрессия и импульсивность, которые сменяются апатией и подавленным состоянием
- Выраженный страх взрослых, проявление тревоги в форме тиков
- Боязнь идти домой
- Жестокое обращении с животными
- Стремление скрыть причину травм
Семья считается неблагополучной, если родители:
- не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению детей
- не исполняют своих обязанностей по содержанию детей
- отрицательно влияют на их поведение
- жестоко обращаются с детьми
- страдают алкоголизмом, употребляют наркотики, ведут антиобщественный образ жизни
- создают конфликтные ситуации, втягивая в них детей
Для профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями, педагогом-психологом и социальным педагогом детского сада проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность сада. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта
Работая во взаимодействии со специалистами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социальный педагог формирует и реализует систему комплексной помощи семье в снижении социального неблагополучия